Новости

Татьяна Самойлова: «Иногда нужно быть просто белым листом и настраиваться на чистое восприятие»

Спектакли региональной программы Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» в этом году вновь будут показаны в Екатеринбурге. В прошлом году в связи с пандемией коронавируса и принятыми ограничительными мерами «золотомасочные гастроли» отменили, да и саму церемонию вручения премии перенесли с весны на осень. 27 и 28 июня на гастроли в Екатеринбург привозят спектакль Гоголь-центра «Петровы в гриппе» в постановке Антона Федорова. Это второй спектакль из программы «Золотая маска в регионах», который в этом году увидят екатеринбуржцы (первым был «Сережа» МХТ им. Чехова, с аншлагом и овациями прошедший в конце мая). Спектакль «Петровы в гриппе» получил девять номинаций на «Золотую Маску-2021», включая «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучший художник-постановщик» и лучшие главные мужская и женская роль. В итоге, «Петровы в гриппе», лауреат премии в номинациях «Работа художника по свету» и «Женская роль второго плана»(Людмила Гаврилова). 5 и 6 сентября на сцене ТЮЗа будет идти спектакль Центра драматургии и режиссуры «Медведь» по пьесе А.П. Чехова. Традиционно партнером фестиваля в Екатеринбурге выступает арт-холдинг «Ангажемент». Мы поговорили с его директором Татьяной Самойловой о предстоящих гастролях, но начали с уже показанного в Свердловском театре драмы спектакля «Сережа» МХТ им. Чехова.

- Татьяна, какой же оказался удивительный спектакль «Сережа» по мотивам «Анны Карениной» Толстого! И простой, и сложный одновременно, изобретательно сочиненный и при этом легкий, смешной и пронзительно грустный, идеально подогнанный, когда каждая деталь имеет значение. Я уже молчу про то, какая прекрасная – и счастливая, и несчастная – получилась Анна (Мария Смольникова), и какой Каренин (Анатолий Белый)! И декорации - чудо, и это второе черное платье Анны со шлейфом... А ведь поначалу были даже сомнения идти или не идти, я начиталась отзывов о спектакле, и там диапазон в оценках от единицы до десятки: от «какая редкая чушь» и «просто какой-то поток сознания» до «гениально», «потрясающе» и «абсолютный катарсис»…

- А я не устаю повторять «Не читайте перед обедом советских газет». Да, об этом часто возникает дискуссия – надо ли как-то готовиться к спектаклю, что-то читать заранее или не надо. Я думаю, что иногда нужно быть просто белым листом и настраиваться на чистое восприятие. На мой взгляд, нужно просто поддаться и поверить художнику, режиссеру, его творчеству, его почерку, его вИдению, и постараться это принять. И не отрицать все сразу. Давайте попробуем увидеть другой взгляд на Толстого. Когда я смотрела «Сережу», а это был первый спектакль Дмитрия Крымова, который я видела, к своему стыду…

- Как первый? А как же его знаменитый «Демон. Вид сверху»?

- А вот так, так получилось. И я сидела тогда на табуретке почти у выхода, потому что мест в МХТ не было совсем. Я тогда половину спектакля улыбалась, а в конце расплакалась. Это действительно очень глубокий, очень тонкий и оставляющий большое впечатление спектакль. Просто будьте готовы в театре внимать всему здесь и сейчас. Мне кажется даже, что в театре вообще всегда так нужно. Лучше не читать отзывы, а прийти, посмотреть и сложить собственное впечатление, не ориентируясь ни на кого.

- В конце июня в ТЮЗе будут идти «Петровы в гриппе» Гоголь-центра. К «Петровым в гриппе» в Екатеринбурге, разумеется, особенное отношение, ведь события разворачиваются на знакомых нам улицах и локациях – автослесарь Петров накануне Нового года проезжает на троллейбусе Архитектурную академию, Екатеринбургский ТЮЗ, чувствует, что заболевает, мечтает поскорее оказаться дома, но вместо этого оказывается в катафалке, где пьет водку со своим приятелем, а потом продолжает загул где-то на Эльмаше. Все, кому было интересно, роман прочитали, кто-то уже посмотрел екатеринбургскую постановку в ЦСД, но тут нашумевший Гоголь-центр. И кажется, это тот редкий случай, когда вы до гастролей спектакль сами еще не видели?

- Да, именно такой случай, когда не видела. Но спектакль, безусловно, знаковый для Екатеринбурга хотя бы потому, что поставлен по роману нашего писателя Алексея Сальникова. Я думаю эту книжку с огромными зелеными буквами на обложке уже все прочитали. Несколько литературных премий этот нашумевший роман уже получил, и номинаций на «Золотую маску» у спектакля было много.

- И уже готова экранизация Кирилла Серебренникова, которую, как стало известно на днях, взяли в конкурс Каннского кинофестиваля в этом году, впрочем, пока непонятно, когда фильм выйдет в российский прокат

- При нашей недавней встрече в одном из московских кафе Кирилл поинтересовался, все ли билеты уже раскуплены. Да нет, говорю, потихоньку продаем, билеты еще есть. Таня! - говорит Кирилл Серебренников, напишите москвичам, они приедут, потому что у нас (в Гоголь центре) билетов нет вообще! То есть, как только они появляются в продаже, их распродают тут же. Причем цена на билеты в Москве значительно выше, как вы понимаете (в Екатеринбурге билеты стоят от 1.200 до 5.000 рублей, в Москве от 2.700 до 7.500 рублей – прим.ред.). На это я ответила, что мы сделаем все, чтобы наш уральский зритель успел купить билеты. Я надеюсь, что этот спектакль станет знаковым событием в Екатеринбурге. И, наверное, самое главное заявление, которое должно от меня сегодня прозвучать – господа, театральная жизнь возвращается в Екатеринбург и в регион.

- И третий спектакль, который привезут в Екатеринбург в рамках региональной программы «Золотой Маски» - «Медведь» в постановке Владимира Панкова с Еленой Яковлевой и Александром Феклистовым…

- И я должна сказать - это потрясающий проект! Это коллаборация Центра драматургии и режиссуры, которым руководит Владимир Панков, и Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. И это, конечно, удивительная история – спектакль Чеховского фестиваля представляет в Екатеринбурге фестиваль «Золотая маска», а открывать этим спектаклем будут фестиваль «Реальный театр». Три крупнейших и уважаемых фестиваля России объединились в Екатеринбурге, на моей памяти такого не было никогда! Это огромная удача и достижение, и я надеюсь, что наших зрителей мы этим спектаклем тоже порадуем.

- Тем более, что Елену Яковлеву в Екатеринбурге любят и ждут, а в этом спектакле в дуэте с Александром Феклистовым...

- Они просто выдающиеся в этом произведении. Плюс, конечно же, великолепные актеры Центра современной драматургии. Выглядит это грандиозно! Очень музыкально. Очень живо. Очень интересно. Я еще хотела бы добавить, что в связи с отменами и переносами проектов, мы очень много внимания обращаем сейчас на реализацию билетов с собственного сайта. Хочу заверить наших зрителей, что покупка билетов на нем абсолютно безопасная, гарантированная, и самое главное – без комиссий, наценок и сборов от билетных операторов. До встречи в театре!

Материал Ирины Киселевой / Культура-Урала.РФ.